Шариатский суд ликвидирован

Прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности в связи с публикацией в ряде СМИ информации об открытии в Санкт-Петербурге шариатского суда.

В ходе проверки установлено, что в доме 10-12 по Московскому проспекту в Санкт-Петербурге располагается молельная комната для лиц, исповедующих ислам. Данная молельная комната арендуется местной религиозной организацией мусульман «Аль-Фатх», председателем которой является Махмутов Джамалиддин Хафизович.

Опрошенный в ходе проверки Махмутов Д.Х. пояснил, что он, являясь адвокатом, в конце июля 2010 года самостоятельно, без какого-либо документального оформления, принял решение об учреждении при указанной молельной комнате Исламского правозащитного центра и действующего при нем шариатского суда: правозащитный центр будет заниматься разрешением мелких гражданско-правовых споров между лицами, исповедующими ислам на основе норм шариата.

Махмутов пояснил, что судьями в указанном суде является он и его знакомый А. Все решения, принимаемые им как шариатским судьей, не являются обязательными для сторон, участвующих в судебном процессе и носят рекомендательный характер, сообщает пресс-служба Горпрокуратуры.

По мнению Махмутова, шариатский суд является «судом совести» и его слова были неверно интерпретированы рядом средств массовой информации.

На основании полученных результатов проверки прокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Махмутову объявила предостережение о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, Махмутову разъяснено, что в соответствии с ч.1 ст.1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

В настоящее время прокуратура города совместно с прокуратурой Адмиралтейского района продолжает проведение проверки деятельности организации «Аль-Фатх».

Примечательно, что в случае, если шариатский суд не закроют, прокуратура пообещала возбудить уголовное дело за экстремизм. Спорить со светским надзором исламский деятель не стал — с сегодняшнего дня консультации мусульман проходят под новой вывеской и по новому адресу, пишет «Комсомольская правда».

— Я как законопослушный гражданин требованию прокуратуры подчиняюсь. Теперь как адвокат на дому я веду консультации граждан по юридическим вопросам. А как священнослужитель помогаю верующим жить согласно канонам ислама, — говорит Махмутов. — Но мое личное мнение: в прокуратуре не разобрались, чем занимался шариатский суд. Мы решали только бытовые вопросы. О вынесении приговоров и системы наказаний речь не велась и не ведется. В этом мы выступали как третейский суд, в котором люди сами избирают себе арбитра для разрешения спора.

За полмесяца своего существования шариатский суд разобрал десятки дел. Например, отказал верующим супругам в просьбе завести собаку в квартире. Потому что согласно хадисам (изречения Пророка Мухаммеда, — прим. авт.) — ангелы уходят из такого места. Или вот еще случай. Пришла жена, пожаловалась: «Муж ест много конфет, а можно ли это?» Услаждать себя сладостями мужчине разрешили, ведь в них нет алкоголя.

— Разве мировой судья будет решать спор мусульман: стоит ли вешать фотографии в квартире? Или посоветует, как правильно делать уколы? — задается вопросом исламский правозащитник. — Мы направили в Госдуму предложение внести закон о статусе шариатского суда, который пропишет правовое поле, в котором мы можем работать. Если такой закон примут, то шариатские суды смогут открыться по всей России.

Добавим, что против работы шариатского суда недавно выступили городские мусульмане и омбудсмен Алексей Козырев.

СПРАВКА: Шариатский суд — орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади (судьей, выносящим решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны). Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом (мусульманским законоведением, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, Сунны, иджмы и кияса), прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел.

На протяжении веков шариатские суды были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. В настоящее время в ряде из них (напр., в Египте, Тунисе, Ливии) ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные шариатские суды.

0 0 голоса
Article Rating
Подписка
Оповестить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии