России не хватает бюджетных авиакомпаний

фото: sky.ru

Как сообщает «Коммерсант», билет low-cost действительно дешев, только если бронировать его заранее. Цены в Европе начинаются примерно от €30, но за билет на тот же рейс можно заплатить и €200, если покупать его накануне вылета. Секрет в модели ценообразования. Место в самолете продают всего за €1, вместе с фиксированными тарифами аэропорта и другими надбавками как раз выходит около €30. Понятно, что €1 даже затраты на топливо не окупит, и тут начинаются наценки. Но маркетинговый эффект достигнут — потребитель запомнил, что с этой авиакомпанией можно улететь за тридцатку.

В странах Евросоюза в 2007 году работало более 40 авиакомпаний-лоукостеров, которые обслуживали примерно 3,5 тыс. маршрутов. Там они занимают 24% рынка регулярных авиаперевозок, в США — около 30%. По информации European Low Fares Airline Association (ELFAA), каждый пятый пассажир в ЕС летает по дешевке.

Слетать задешево можно и рейсами классических компаний. «Зайдя на сайт не называющего себя дискаунтером перевозчика BMI, вы обнаружите билеты на рейс Лондон—Брюссель по цене около €10,— замечает Борис Рыбак.— Но лететь придется в шесть утра, а планировать поездку — по крайней мере за три недели. В противном случае билет обойдется в €300». Выбирать билет заблаговременно лучше с помощью сайтов, сравнивающих разные предложения, например attitudetravel.com.

Еще одной особенностью «бюджетных» перелетов можно назвать — «путешествие на легке». Помимо веса ручной клади (не более 10 кг) перед посадкой на эти самолеты измеряется ее объем. Делают это в специальной металлической клетке, если вам удалось затолкать в нее сумку — повезло. Многим не удается, и они начинают судорожно переупаковывать чемоданы, чтобы избежать переплаты. Оказавшись на борту, пассажиру лоукостера не стоит ожидать там ни хлеба в виде бесплатного ланча, ни зрелищ на телеэкранах. Число бортпроводников минимально, и на них зачастую возложены дополнительные обязанности вроде уборки салона.

И все-таки главный пункт экономии для самой авиакомпании-лоукостера не в операционной деятельности, а в грамотном управлении активами и финансами, считает генеральный директор ЗАО «АК «Авиалинии 400″» Константин Тетерин: «LCC стремятся к покупке максимального числа самолетов на спаде рынка, когда производители готовы идти на дисконты. С привлечением дешевых денег самолет обходится недорого. Около пяти лет его эксплуатируют в хвост и в гриву, не успевая произвести отчисления на тяжелые формы обслуживания, после чего продают — уже в момент подъема рынка. Тогда он стоит, даже без отчислений, дороже, чем до покупки. Тем временем продолжают подходить заказанные еще в момент спада рынка самолеты, и дисбаланса провозных емкостей не возникает».

Почему в России летать дорого?

По мнению экспертов, формированию рынка бюджетных воздушных путешествий мешают ограничения, поставленные государством. К тому же, в России существует пока только один дешевый авиаперевозчик — Sky Express. Кроме того, из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону в ЕС и обратно летают дискаунтеры с европейской пропиской: немецкие Air Berlin, Blue Wings, Germanwings, испанский Clickair, норвежский Norwegian Air Shuttle, австрийский Niki и итальянский Wind Jet.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), отечественные авиакомпании в 2007 году перевезли около 45 млн пассажиров, а оборот рынка составил немногим менее 380 млрд руб. При этом его рост за минувший год — 18%, показатель втрое превосходит мировой. В СССР, к слову, ежегодно летали 130 млн пассажиров. «Места в небе над Россией хватит всем — и традиционным авиаперевозчикам, и лоукостерам»,— замечает начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хамраев. Главный посыл таких компаний во всем мире: мы экономим на всем, кроме безопасности. Действительно, проблемы на дешевых рейсах возникают не чаще, чем на обычных. В декабре 2007 года Ространснадзор предъявлял российскому лоукостеру Sky Express ряд претензий, однако, по словам Хамраева, проверка завершена, компания устранила недостатки. Важно, отмечает представитель Минтранса, что этого авиаперевозчика проверяли вовсе не потому, что он лоукостер.

Сколько стоит билет до неба?

Способы оплаты, которыми пользуются пассажиры Sky Express, от города к городу отличаются. Например, в Калининграде один из самых низких показателей по продаже электронных билетов через интернет, хотя город, казалось бы, вполне европейский. Зато в Мурманске интернет-продажи составляют 80%. Просто там лучше работают интернет-провайдеры, и у многих есть дешевый доступ в сеть. В среднем же лишь 15% клиентов Sky Express расплачиваются через интернет, более 50% используют пункты приема платежей (например, в салонах «Евросеть», «Цифроград» или Dixis), около 30% покупают бумажные бланки в авиационных кассах. Немногие авиапассажиры приезжают в офис во Внуково. То есть ясно, что потребители пока не владеют приемами грамотного пользования лоукостером: через интернет покупать дешевле — билет на бумажном бланке дороже на 300 руб.

Тарифы Sky Express сравнимы с европейскими, говорит госпожа Букалова: «У нас тоже салон делится на девять сегментов, в каждом из которых места уходят по разной цене. Пятничные рейсы в среднем дороже — в этот день возвращаются в столицу многие бизнесмены, работающие в провинции». Себестоимость показателя «кресло/км» у Sky Express, по словам Марины Букаловой, тоже практически идентична западной.

Блоггеры об авиаперелетах

goodwin45

Цены на билеты в Европу нереальны, и намного дешевле мне, жителю Санкт-Петербурга, приехать в Финляндию и уже оттуда лететь лоукостером. До Барселоны и обратно билет мне обойдется в €200. Плюс €80 уйдет на автобус. Все равно не €400-500! tanunya 80

Я часто летаю и могу сказать, что, когда Sky Express пустила самолеты в небо, билеты были доступны. Радовало, что мы как в Европе. Теперь же я понимаю, что это PR-ход такой. Люди стали летать часто-часто, какой тогда смысл билеты задаром отдавать? Вот и подняли цены. Да, на сайте есть реклама билетов по 500 руб. Но что-то не успевал я выкупить их за столько.

leon dodge

Конечно, до европейских дискаунтеров Sky Express как пешком до Китая. Мы, например, летали Стокгольм—Милан—Стокгольм за €15. В Sky Express такого в ближайшие 20 лет, мне кажется, не будет.

0 0 голоса
Article Rating
Подписка
Оповестить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии