Дом кино открывает фестиваль «Женщины глазами Бергмана» (расписание)

www.dnevnik.bg

Режиссеру-мужчине увидеть мир глазами женщины – задача почти непосильная, пищет сайт Дома кино. Сам Бергман признавался: «Мир женщин – это мой универсум. Мне в нем приходится несладко, но ведь ни один мужчина не может похвастаться тем, что во всем здесь разобрался». И тем не менее Бергман, едва ли ни единственный в мировом кино, кому это удалось в достаточно полной мере.

Расписание показов:

17.04 19.20 «Шепоты и крики»

18.04 21.30 «Не говоря уж обо всех этих женщинах»

19.04 16.00 «Женские грезы» 18.00 «Лето с Моникой»

20.04 16.00 «Женщины ждут» 18.00 «На пороге жизни»

21.04 19.40 «Осенняя соната»

«Шепоты и крики» Viskningar och rop 1973, 91 мин., цв. Сценарий: Ингмар Бергман. Оператор: Свен Нюквист В ролях: Харриет Андерссон, Кари Сюльван, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Эрланд Юсефсон, Андерс Эк, Линн Ульман Премия «Оскар» за лучшую операторскую работу 1974 года.

Две сестры в родовом поместье в Швеции начала прошлого века вынуждены наблюдать мучительную агонию находящейся с ними в сложных отношениях третьей сестры, получающей временное успокоение только в объятиях верной служанки.

«В фильме Бергмана выход во что-то духовно высокое и позитивное подчеркнуто иллюзорен – это мечта: то, чего нет и быть не может. Это то, к чему устремляется человеческий дух, что ему грезится: гармония, некий как будто бы ощущаемый в этот момент идеал. Но даже этот иллюзорный выход дает зрителю возможность пережить катарсис, духовное освобождение и очищение с помощью искусства». (Андрей Тарковский. «Запечатленное время») «Не говоря уж обо всех этих женщинах» För att inte tala om alla dessa kvinnor 1964, 80 мин., цв. Сценарий: Ингмар Бергман. Оператор: Свен Нюквист В ролях: Ярл Кюлле, Биби Андерссон, Харриет Андерссон, Эва Дальбек, Карин Кавли, Аллан Эдвалль

Первый цветной фильм Бергмана, снятый в жанре комедии и фарса одновременно, представляет обычную для него смесь выдумки и автобиографического материала. Некий Корнелиус пишет биографию великого музыканта Феликса, который ни разу не появляется на экране. В его доме живут семь женщин, в разное время бывшие его любовницами. Биограф стремится раскрыть секреты своего героя.

«Этот фильм понятен немногим… Это история о художнике и его критиках. Для большинства зрителей вовсе не интересно, что художник жаждет достичь бессмертия, боится его утратить». («Бергман о Бергмане») «Женские грезы» Kvinnodröm 1955, 87 мин., ч/б Сценарий: Ингмар Бергман. Оператор: Хильдинк Блад В ролях: Эва Дальбек, Гуннар Бьёрнстранд, Харриет Андерссон, Ульф Пальме, Наима Вифстранд

Бергман продолжает экспериментировать в работе с изображением и звуком, включая в этот фильм практически немые сцены. Хозяйка модного фотоателье вместе с молодой манекенщицей отправляются в Гетеборг: одна, чтобы встретиться с бывшим любовником и хоть на миг вернуться в молодость, другая, поссорившись с возлюбленным студентом, ждет новых приключений. Их грезам не суждено сбыться.

«Мне нравилось вставлять немые куски, чтобы диалог не казался слишком плотным. Но фильм получился скучный. Я был тогда очень усталым, это был не очень радостный период моей жизни». («Бергман о Бергмане»)

«Лето с Моникой» Sommaren med Monika 1953, 97 мин., ч/б Сценарий: Ингмар Бергман, Пер Андерс Фогельстрем. Оператор: Гуннар Фишер В ролях: Харриет Андерссон, Ларс Экборг, Дагмар Эббесен, Оке Фриделль

Легкий летний роман на прибрежных островах между молодой девушкой Моникой и не менее юным Харри заканчивается в тот момент, когда девушка понимает, что беременна. И хотя Харри женится на ней, их совместная жизнь не имеет будущего.

«Более незамысловатой картины мне никогда не приходилось делать. Мои фильмы того периода страдают одним общим недостатком – неспособностью изобразить на экране счастливую молодость. Проблема, очевидно, состояла в том, что я сам никогда не был молодым – только незрелым». (Бергман. «Картины»)

«Женщины ждут» Kvinnors väntan 1952, 107 мин., ч/б Сценарий: Ингмар Бергман. Оператор: Гуннар Фишер В ролях: Анита Бьёрк, Май-Брит Нильссон, Эва Дальбек, Гуннар Бьёрнстранд, Биргер Мальмстен, Ярл Кюлле

Задуманный как «чисто коммерческий фильм», эта картина Бергмана содержит «скрытые эксперименты», развитые режиссером в дальнейшем творчестве. Четыре женщины на вилле у озера в ожидании своих мужей делятся друг с другом сокровенными моментами супружеской жизни.

«Я стоял во время вечернего сеанса в фойе и вдруг услышал, что зрители смеются. Впервые публика смеялась на моем фильме… Это лучшее, что мне довелось пережить в жизни». («Бергман о Бергмане»)

«На пороге жизни» Nära livet 1957, 84 мин., ч/б Сценарий: Улла Исакссон. Оператор: Макс Вилен В ролях: Ингрид Тулин, Эва Дальбек, Биби Андерссон, Макс фон Зюдов, Эрланд Юсефсон

Редкий случай, когда Бергман снимал по чужому сценарию: фильм сделан по заказу «Народных кинотеатров Швеции». Это история трех женщин, лежащих в одной палате родильного дома. Одна потеряла ребенка на третьем месяце и обвиняет в этом мужа, вторая с радостью ждет ребенка, но ее мужу придется выбирать, кого из них оставить жить, третья же вообще не хочет рожать.

«Всё сделано честно, с большим сердцем и умом, сыграно в основном первоклассно… Милый, добротно сделанный фильм наверняка не без пользы в свое время крутили по кинотеатрам. Помнится, на сеансах присутствовал больничный персонал – зрители от ужаса падали в обморок». (Бергман. «Картины») «Осенняя соната» Höstsonaten 1978, 93 мин., цв. Сценарий: Ингмар Бергман. Оператор: Свен Нюквист В ролях: Ингрид Бергман, Лив Ульман, Лена Нюман, Хальвар Бьёрк, Эрланд Юсефсон, Гуннар Бьёрнстранд

Мать, знаменитая пианистка, и дочь, жена пастора, встречаются лицом к лицу после семи лет разлуки, чтобы прикоснуться друг к другу, пошептать и покричать, причаститься и исповедоваться в атмосфере, в которой витает смерть и болезнь, молчание и стыд.

«Настало время посмотреть на себя в зеркало и спросить: что же происходит, неужели Бергман начал делать бергмановские фильмы? Пожалуй, «Осенняя соната» — печальный тому пример». (Бергман. «Картины»)

СПРАВКА: Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 в Упсале, пишет www.krugosvet.ru. Получил образование в Стокгольмском университете, художественную деятельность начал в 1940 режиссером в стокгольмском Королевском драматическом театре. Он поставил более 35 спектаклей в разных театрах по произведениям У.Шекспира, Г.Ибсена, А.Чехова, А.Стриндберга. Впоследствии он стал сценаристом и режиссером в компании «Свенск фильминдустри». Умер 30 июля 2007 года.

Среди его фильмов – Земляничная поляна (Smultronstället, 1957), Лицо (Ansiktet, 1958), Улыбки летней ночи (Sommarnattens, 1955), Седьмая печать (Det sjunde inseglet, 1957), Молчание (Tystnaden, 1963), Источник (Jungfrukällan, 1959), Персона (Persona, 1966), Сцены из супружеской жизни (Scener ur ett äktenskap, 1973), Как в зеркале (Så\’som i en spegel, 1961) и Осенняя соната (Höstsonaten, 1978). Обладатель трех премий «Оскар» в номинации за лучший иностранный фильм.

Бергман обычно снимал фильмы по собственным сценариям, затрагивая в них широкий круг проблем: поиски своего «я» (Персона), творчество и больное сознание (Час волка – Vargtimmen, 1968), одиночество и сексуальные отклонения (Молчание), способность любви выстоять во враждебном мире (Стыд – Skammen, 1968), отношения человека с Богом (Причастие – Nattvardsgästerna, 1962), смерть (Седьмая печать и Шепоты и крик – Viskningar och rop, 1972), разобщенность – между мужем и женой (Сцены из супружеской жизни), между человеком и Богом или между людьми (все его фильмы). Фанни и Александр (Fanny och Alexander, 1983) и Благие намерения (1992) – глубокие исследования детства и отношений между родителями. Вместе с автобиографическими работами Латерна магика (1988) и Образы (1994) они свидетельствуют о неразделимости жизни и творчества Бергмана.

0 0 голоса
Article Rating
Подписка
Оповестить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии