Wikileaks: Церковь призналась в своем влиянии на политические события в России и в поддержке «управляемой демократии»

Согласно секретному докладу посла США в Москве Джона Байерли, который обнародован Wikileaks, американский дипломат имел 28 января 2010 года беседу с главой Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополитом Волоколамским Иларионом. На основании этой беседы посол сделал некоторые заметки и вместе со своими выводами отправил каблограммой в США.

Байерли сообщает, что архиепископ признал, что Русская православная церковь (РПЦ) стремится расширить свое присутствие в обществе и поддерживает текущую государственную политику, включая «управляемую демократию», признавая огромный разрыв между учением церкви и повседневной жизнью большинства россиян. По его мнению, РПЦ путает авторитаризм со стабильностью и считает, что русскому народу нужна сильная рука стабильного руководителя, там убеждены, что в России никогда не получится заставить власть быть ответственной за свою политику.

Иларион заявил послу, что РПЦ увеличивает количество публичных заявлений в своих интересах, расширяя влияние, прежде всего в светские области общества, такие, например, как детское образование. Он отметил, что Церковь через патриарха Кирилла может оказывать влияние на основные события в России, включая политические. РПЦ уже играет важную роль и в отношениях России с другими странами.

Американский посол пишет, что РПЦ (это «государство в государстве») теперь является в России более политической единицей, нежели богословской и приводит свои заметки относительно участия РПЦ в «церковной дипломатии» в Украине и Грузии, где она усиливает связи с православными церквями.

Байерли также описывает несоответствие заявлений и действий Русской Православной Церкви относительно других вероисповеданий в России. Он пересказывает слова Илариона, который заявил, что РПЦ не хочет никакой дискриминации, но «различие между традиционными и нетрадиционными религиями уходит корнями в наше далекое прошлое». Но, добавил митрополит, «некоторые слои» внутри РПЦ могут выражать более нетерпимые взгляды и есть пределы, за которыми лидеры церкви не могут им воспрепятствовать.

Что касается вмешательства Церкви в управление государством, то Иларион пояснил американскому дипломату, что главной ролью РПЦ он видит пропаганду официальной политики правительства. Кроме того, тезис «управляемой демократии» очень близок РПЦ и нравится ей. Иларион сказал, что «наша демократия не должна копировать американскую», а принимая во внимание культуру и историю России, это, скорее, должна быть форма «управляемой демократии».

Посол США в Москве разъясняет своему руководству, что в этом случае РПЦ почти цитирует план «Единой России», а Иларион путает авторитаризм со стабильностью, отмечая, что «русским всегда нравилось иметь стабильную и сильную фигуру наверху».

Владыка критикует эксперименты с демократией середины 90-х, называет выборы 1996 года «катастрофой», при которых страна оказалась парализована непривлекательным выбором между Ельциным, Зюгановым и Жириновским.

Относительно того, может ли Россия стремиться в будущем к такому порядку, где люди заставляют собственное правительство быть ответственными за политику, Иларион сказал, что это «теоретически возможно, но на практике никогда не работает», переводит депешу американского посла «Русский репортер«. (Фото: pravmir.ru)

Как пишет Байерли, РПЦ достигла многого в сфере социального и политического лидерства, но отсутствие ее влияния на повседневную жизнь большинства людей привело к перекосу роли РПЦ в сторону политической.

«Мы должны преодолеть культурные и психологические барьеры, отделяющие религиозную и светскую жизнь в России», — цитирует он слова митрополита, который считает, что лучшей формой для достижения этой цели является образование.

Уверенный рост РПЦ и открытые признания, что они собираются проникнуть во все аспекты российского общества, — факты, не могущие не вызывать тревогу, комментирует посол итоги своей беседы с митрополитом Волоколамским. Но у русских людей после пережитых десятилетий морального банкротства с период социализма и после катастрофических изменении постсоветского периода появилось ощущение, что они окружены пустыми ценностями и цинизмом, что привело их к соответствующему духовному голоду, анализирует Джон Байерли.

И он делает вывод, что если РПЦ стремится заполнить эту пустоту, то США должны быть готовы не закрывать на это глаза и дать понять, что христианские ценности должны применяться и к неправославным верующим.

0 0 голоса
Article Rating
Подписка
Оповестить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии