В данный момент компьютерная розница Петербурга представлена тремя неравнозначными сегментами – «торгующий склад» (Ultra Electronics, «Рик», и достаточно незаметно появившийся летом прошлого года московский «Санрайз»), специализированные сетевые компьютерные магазины («Кей», «Компьютерный мир», «Цифры», NB company, «Микробит») и отделы компьютерной техники в сетях бытовой электроники («Калинка», «Техношок», «Телемакс» и др.). Они отличаются ценами, схемой работы с покупателями и месторасположением.
По оценкам участников рынка, «бытовики» занимают в данный момент около 25% рынка, сумев «отъесть» за прошедший год 10%. Столь значительный рост аналитики связывают с большими деньгами, которые те вкладывают в свое продвижение. При этом в Москве сети бытовой техники сейчас занимают до 60% компьютерной розницы.
Рост численности магазинов специализированной компьютерной розницы Петербурга
Компания | июнь 2007 г. | март 2008 г. |
Кей | 9 | 13 |
Компьютерный мир | 12 | 17 |
Цифры | 13 | 10 |
Стартмастер (ранее точки принадлежали сети Рим) | 7 | 7 |
Polaris | 5 | 6 |
Рик | 1 | 1 |
Ultra Electronics | 1 | 2 |
Источник: CNews Analytics, 2008
Такую существенную разницу коммерческий директор Северо-Западного дивизиона ГК «Стартмастер» Константин Воронов объясняет тем, что сильные игроки специализированной компьютерной розницы, такие как «Кей» и «Компьютерный мир», появились в Петербурге значительно раньше, чем в Москве, и приучили горожан делать соответствующие покупки именно в такого рода магазинах.
Однако, по его мнению, в ближайшие 5 лет они смогут увеличить свою долю в Петербурге не более чем на 5%, доведя ее до 30%. Препятствовать более быстрому развитию будут не только сложившиеся традиции, но и то, что компьютерная розница также не стоит на месте, наращивая свое присутствие в городе.
Движения на рынке
Самым заметным событием на рынке питерской компьютерной розницы в 2007 году стало прекращение деятельности компании «Рим» и переуступка прав на аренду 8 торговых площадок (площадью от 200 до 300 кв. м.), «Стартмастеру». Сумма сделки оценивается в 300 тыс долл. По информации генерального директора сети компьютерного ритейла «Цифры» Анатолия Григорьева, после «Рима» остались долги на сумму 8 млн долл.
Как видно из таблицы, в данный момент у «Стартмастера» 7 магазинов вместо 8. Еще один, по словам Константина Воронова, находится в стадии переноса и будет открыт в конце марта. Всего же компания к концу 2008 года планирует иметь в Петербурге 18 магазинов. «Стартмастер» стремится занять еще не полностью освоенную нишу спальных и удаленных районов города и открывает магазины в таких местах, как станции метро «Рыбацкое» и «Озерки». В дальнейшем, по словам г-на Воронова, эта тактика будет продолжена.
Константин Воронов считает, что в этом году ждать слияний и поглощений в компьютерной рознице Петербурга не следует, так как претендентов больше не осталось. Так, одна из тех компаний, которая могла еще представлять интерес для потенциальных покупателей – «Свега-компьютер» закрыла свои оставшиеся магазины и полностью сконцентрировалась на корпоративном сегменте и системной интеграции. Таким образом, продолжилась обозначенная еще пару лет назад тенденция ухода мелких игроков с рынка. А такие крупные компании, как «Кей» и «Компьютерный мир», по мнению г-на Воронова, не будут представлять интереса для потенциальных покупателей до тех пор, пока не приобретут федеральный масштаб.
Ноутбуки: рост на 40-70%
Двигателем роста розницы, как и в прошлом году, стали ноутбуки. Так, «в «Компьютерном мире» продажи лэптопов выросли на 70%», — рассказала вице-президент компании Татьяна Валуйская. Она считает, что причины этого кроются «в снижении цены на бюджетные модели до уровня цен на ПК и во внедрении производителями новых энергосберегающих технологий, позволяющих уменьшать вес с одновременным приростом производительности».
В компании «Цифры» также наибольший рост (40%) пришелся на лэптопы. «Они сильно подешевели, и многие покупают их на замену старым моделям и вместо десктопов», — сообщил CNews директор по работе с вендорами компании «Цифры» Александр Державин. В «Кее» отметили, что рост продаж ноутбуков превысил 70%.
В магазинах, специализирующихся на ноутбуках, также фиксируют значительный рост продаж, однако имеющий другую структуру. В компании NB Company в 2007 году выручка выросла на 43% и составила 5 млн долл. При этом продажи бюджетной техники (ценой меньше 24 тыс. руб.) сократились в два раза, а в сегменте 35–45 тыс. руб. произошел значительный рост.
В компании это связывают с появлением в прессе большого количества статей о том, что лэптопы должны полностью заменить настольные ПК. Средняя цена ноутбука в компании в 2007 году составила 1563 долл.