Пожарно-спасательный колледж ответил недовольным преподавателям про «президентские» выплаты

Руководство Пожарно-спасательного колледжа, чьи недовольные преподаватели обратились в редакцию Gazeta.SPb.ru с просьбой помочь, ответило на претензии своих сотрудников.

Преподаватели переживали, что их якобы «подводят под увольнение», и подозревали, что нынешний работодатель уже подыскивает им замену. А все из-за отказа написать заявление на добровольное удержание средств из осенних зарплат.

Дело в том, что деньги, полученные весной, оказались не «президентскими», как полагали работники учреждения, а лишь «авансом», о чем наши читатели, по их словам, узнали позднее. Добиваться решения вопроса педагогам приходится через прокуратуру, а юристы, с которыми поговорил корреспондент Gazeta.SPb.ru, советуют не тянуть и идти в суд. Тем временем руководство колледжа сообщает: зарплаты педагогам не задерживали, нагрузку не уменьшали, а что до набора новых сотрудников, так это нормальный рабочий процесс, тем более что студентов год от года становится только больше, возможно, имея в виду, что учителей на всех не хватает.

В марте, когда в Петербурге вступили в силу ограничения, связанные с опасностью распространения коронавирусной инфекции, в Санкт-Петербургском пожарно-спасательном колледже, по словам его директора Леонида Беляева, прекратились очные занятия, а всех сотрудников в зависимости от возраста и вида деятельности исполнять свои обязанности отправили удаленно или с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом выплаты работникам производились «в строгом соответствии с указами президента РФ, требованиями действующего законодательства и указаниями учредителя», сообщил он. Из ответа на запрос Gazeta.SPb.ru также следует, что удержания денежных средств с сотрудников колледжа не производилось. Как и корректировки режима рабочего дня и уменьшения нагрузки преподавателям и мастерам.

«Учебная нагрузка на 2020/2021 учебный год определена приказом и соответствует заключенным трудовым договорам, — сообщает Леонид Беляев и добавляет, что набор сотрудников на имеющиеся вакансии в любом образовательном учреждении — это нормальный рабочий процесс. — Колледж второй год подряд существенно увеличивает контингент обучающихся, в том числе за счет внебюджетных средств, что, в свою очередь ведет к потребности образовательного учреждения в увеличении штатной численности административного, административно-хозяйственного, педагогического и прочего персонала».

Ранее один из сотрудников колледжа, который пожелал остаться анонимным, рассказал корреспонденту Gazeta.SPb.ru, что во время карантина, когда большую часть преподавателей колледжа отправили на «дистанционку», он и семеро его коллег были вынуждены приостановить свою работу: учить таким образом будущих спасателей водить тяжеленные пожарные машины просто-напросто невозможно. «Поэтому по указу президента РФ Владимира Путина наши рабочие дни были объявлены нерабочими с сохранением заработной платы», — уточнил наш собеседник С. и добавил, что деньги педагоги получали исправно, хоть и не в полном объеме.

Практические занятия по вождению возобновились в сентябре. Нужно было натаскать студентов прошлого года обучения. Чтобы побыстрее закрыть курс, говорят преподаватели, им дали указание на выработку двух ставок. По словам С., каждому заплатили только за 125 часов, хотя отработали они по 250. Также они утверждают, что в начале октября, собравшись на совещании, услышали от бухгалтера и завотделением, что весенняя зарплата вовсе не была связана с указом президента, а являлась лишь авансом за осенний период, ведь занятий в апреле, мае и июне не было.

Руководство колледжа, говорит С., перенесло практические занятия по вождению с весны-начала лета на осень, хотя комитет по образованию предлагал провести аттестацию студентов досрочно. В плане утверждения штатного расписания на будущий год и, соответственно, бюджета между ведомством и учебным учреждением возникли разногласия. Поскольку трудовой кодекс не позволяет удерживать заплату по инициативе работодателя, педагогам якобы предложили написать заявление на добровольное удержание выплаченного «аванса». С. и его коллеги отказались, после этого, по их словам, на них начали оказывать давление.

«Они начинают менять инструкции, по которым мы работали, контролировать, как мы следуем новым, вызывают на совещания, а потом говорят писать объяснительные — почему не были на занятиях. Вот такие мелочи, из-за которых в коллективе возникает неблагоприятная атмосфера. Плюс нам почти в два раза срезали учебные часы. Соответственно и зарплата упадет в два раза, — сообщил С. — Мы работаем и не собираемся уходить, а на наши места уже идет набор кандидатов».

Восемь преподавателей Санкт-Петербургского Пожарно-сапасательного колледжа подали коллективную жалобу в прокуратуру. А Gazeta.SPb.ru решила посоветоваться с юристами.

«Недовыплата зарплаты работникам колледжа налицо», — считает советник по трудовым вопросам юридической компании «ССП-Консалт» Ева Тимофеева.

Ссылаясь на разъяснения Минтруда, она поясняет: если организация подпадает под действие указов президента и сотрудники к работе не привлекались, им нужно сохранить заработок за период с 30 марта 2020 года, а при расчете зарплаты за нерабочие дни — учесть все доплаты и надбавки, гарантированные работнику трудовым договором. При этом он, в соответствии со статьей 392 ТК РФ, вправе разрешить индивидуальный трудовой спор, обратившись в суд. Но сделать это нужно в течение года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты зарплаты и других выплат, причитающихся при увольнении. А требования о предоставлении заявлений об удержании ранее выплаченного «аванса», говорит Тимофеева, разумеется, незаконны. Это, кстати, следует из указа президента о нерабочих оплачиваемых днях.

Что касается оказываемого давления и принуждения к увольнению, то другой специалист «ССП-Консалт» — руководитель практики административного и страхового права Екатерина Назарова — предостерегает: зачастую работники подписывают соглашение о расторжении трудового договора, а затем обращаются в суд с требованием о признании соглашения недействительным, а увольнение — незаконным. В таком случае, говорит она, Фемида отказывает в удовлетворении требований работника, поскольку подписанное соглашение подтверждает факт добровольного волеизъявления.

«Если на работника действительно оказывается давление, и работодатель ищет надуманные причины для увольнения, то, скорее всего, в итоге работник будет уволен по статье. Тогда мы рекомендуем обращаться в суд и признавать увольнение незаконным, и тут, конечно, нужно не пропустить срок обращения, который составляет 1 месяц», — заключает Назарова.