Автомобильные свалки «вне закона»

В Петербурге действуют всего две полулегальные автосвалки, пункты по разборке иномарок исчисляются десятками.

Как пишет «Коммерсант», по мнению экспертов, сейчас в нерабочем состоянии и близко к нему находятся свыше 2 млн авто в Петербурге и Ленобласти. Ежегодно выходят из строя около 50 тысяч машин.

Утилизации подлежит лишь их незначительная часть: коммерсанты, которые занимаются разбором и переработкой машин, принимают только относительно «молодую» (не старше 15 лет) технику иностранного производства. Вышедшие из строя «Москвичи» и «Жигули» остаются гнить на улицах. Ежегодно из бюджета Петербурга на очистку города от автоутиля выделяется 30 млн рублей.

В городе действует почти сотня фирм, которые в той или иной степени занимаются утилизацией «убитых» авто. В основном они выкупают у автовладельцев нерабочий транспорт, чтобы продать его на запасные части. По оценкам специалистов, реализовать можно в среднем 60% комплектующих с каждой машины (двигатели, амортизаторы, резина, стекла, сиденья, крылья, двери и т.д.). Однако это касается только наиболее ликвидных экземпляров — не слишком старых иномарок. Остальная техника, как правило, идет под пресс. Впрочем, и этот бизнес мог бы приносить весомую прибыль: за тонну принятого автолома скупщики платят поставщику $30─50, а сами продают спрессованный метал на металлургические комбинаты вдвое дороже. Однако проблема в том, чтобы доставить автоутиль до места приема. Сами владельцы, разумеется, не повезут нерабочего «железного коня» в утиль — доставка до места обойдется дороже стоимости лома. «Гораздо проще просто бросить авто на улице. А чтобы не платить за машину налоги, водители заявляют, что ее у них угнали», — рассказали в управлении ГИБДД по Петербургу и Ленобласти.

Городские власти могут отправить бесхозное авто на переработку, только если установлен владелец, так как он должен подписать акт о вывозе транспортного средства. Гражданский кодекс признает бесхозным автомобилем, подлежащим утилизации, машину, год простоявшую без обнаружения хозяина. По оценке специалистов, примерно у 80% брошенных машин установить хозяев невозможно. К тому же в Петербурге вопрос вывоза и утилизации нерабочего автотранспорта законодательно не урегулирован. Разработка законопроекта об авторециклинге стояла в плане законодательной работы городского парламента на 2006─2007 годы, но такой документ пока не обсуждался. Нет соответствующих законов и на федеральном уровне.

Западные страны далеко обошли нас в вопросе авторециклинга. Например, в Евросоюзе принят закон, согласно которому компании-изготовители автомобилей к 2015 году должны изменить организацию своего производства таким образом, чтобы при строительстве нового авто на 95% использовалось вторичное сырье. Кроме того, в ЕС с 1 января 2007 года вступил в силу закон, по которому финансовые обязательства по утилизации автомобилей после окончания срока их эксплуатации возлагаются на производителей. «Механизм действия таких законов прост. В утилизацию отправляется непригодный к эксплуатации автомобиль, освидетельствованный органами, проводящими его техосмотр. Если владелец своевременно не позаботился о техосмотре, он обязан сдать автомобиль на переработку. Не сдал — штраф.

Игорь Бабанин, координатор петербургского отделения «Гринпис» по эффективному использованию ресурсов, сомневается в возможности копирования западного законодательного опыта в этой части: «В рамках действующих российских законов механизм утилизации авто у нас хоть как-то работает: автомобили дробятся, отделяется металл и отправляется на вторсырье. Но если в России принять законы, сходные с европейскими, такое производство вряд ли будет окупаемым. Ведь тогда придется, как в Европе, сначала сливать все воспламеняющиеся жидкости, отделять опасные элементы и снимать пригодные для продажи запчасти. Затраты на организацию аналогичных операций на российских предприятиях сведут их рентабельность к нулю».

Отметим, что нелегальные авторазборки и свалки автомобилей являются к тому же отличным прикрытием для угонщиков.

0 0 голоса
Article Rating
Подписка
Оповестить о
guest

0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии